Алексей Абрамов рассказал о планах и проблемах отрасли Новости

Алексей Абрамов рассказал о планах и проблемах отрасли

Алексей Абрамов рассказал о планах и проблемах отрасли
В связи с тем, что правительством принята стратегия борьбы с фальсификатом и контрафактной продукцией, основная роль по профилактике и выявлению нарушений в этой сфере отводится Государственной комиссии по контрафакту. Об этом, а также о роли новой добровольной системы сертификации продукции в очистке рынка глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказал в своем интервью “Ъ”.

Борьба с контрафактом

Чиновник считает, что новая стратегия по борьбе с контрафактом может быть реализована только в тесной координации деятельности различных ведомств и должна дополняться формированием предпосылок для перехода к цивилизованному рынку. Это важно в связи с тем, что производители находятся в заведомо неравных условиях, поскольку одни игроки соблюдают правила, а другие их не признают. При этом Абрамов рассчитывает расставить долгосрочные приоритеты в сфере качества, включая специальные преференции производителям и меры по стимулированию использования качественной продукции.

Глава Роскомнадзора признает, что действующая система госконтроля с традиционными инструментами уже не работает в условиях современного рынка. Речь идет о плановых или внеплановых проверках с вынесением предупреждений производителю, что далеко не всегда позволяет эффективно выявлять, предотвращать и устранять нарушения. И даже в случае фиксации серьезных правонарушений в судебном порядке штрафные санкции существенно снижаются по иску производителя. В рамках совершенствования госконтроля Абрамов предлагает вводить экономически обоснованные санкции в отношении нарушителей с учетом тяжести содеянного и размера незаконно извлеченного дохода. Такое решение получило принципиальное одобрение от Госкомиссии по противодействию контрафакту под руководством главы Минпромторга Дениса Мантурова. Наряду с работой контрольно-надзорных и правоохранительных органов главный акцент должен быть сделан на поощрении добросовестного поведения и создании условий для формирования цивилизованного рынка.

Добровольная сертификация

В начале века Россия имплементировала передовые международные практики и принципы с установлением в технических регламентах минимальных требований по безопасности, а также с закреплением процедуры подтверждения соответствия. Следующей задачей поставленной перед Минпромторгом и Роскомнадзором, является переосмысление инструментов сертификации, создание современное инфраструктуры качества и разработка авторитетной для российских производителей, потребителей и ритейлеров национальной системы сертификации.

Недостатком регулирования является чрезмерно большое число ныне действующих добровольных систем сертификации, результаты деятельности которых не подтверждается отчетностью. Государство должно установить прозрачные правила игры с четко прописанными процедурами подтверждения соответствия, публичной отчетностью о результатах работы, открытыми реестрами результатов оценки соответствия, четкой идентификацией и прослеживаемостью сертифицированной продукции, а также надлежащим инспекционным контролем.

Целью Национальной системы сертификации, как добровольного проекта, является не столько повышение требований к производителям, сколько соблюдение действующих стандартов с получением подтверждения в лабораториях Росстандарта, которых на сегодняшний день насчитывает около 50. Орган по сертификации и производитель будут заключать договор, согласно которому последний получает возможность маркировать продукцию знаком соответствия. Такая продукция (на производстве либо при реализации) может быть проверена в части соответствия качества изначальным параметрам.

Стандартизация в сфере строительства

В текущем году будет создан новый техкомитет по стройматериалам, а сейчас происходит прием заявок на участие. Эту работу курирует Минпромторг. Ее целью является формирование стандартов для производителей и потребителей, которое осуществляют непосредственно представители профессионального сообщества. Пока активность этих работ невелика – каждый год принимается примерно 2 тысячи стандартов, из которых не более 3% - на строительные материалы.

Также Абрамов осветил тему принятия еврокодов в строительстве, охарактеризовав направление, как проблемное. Главной причиной чиновник считает их связь с евростандартами (порядка 1500), из которых 3% гармонизировано с российским законодательством. Именно ускорению этих работ и должна способствовать деятельность нового технического комитета по стройматериалам.

Наилучшие доступные технологии

Внедрение НДТ дает возможность улучшить экологическую обстановку в стране. Росстандарт курирует разработку соответствующих справочников, из которых уже создана почти половина. В 2015 году выпущено 10, в прошлом - 13 документов, а в нынешнем планируется создать еще 28. Одной из главных проблем Абрамов видит сложность с привлечением к данным работам представителей промышленности, которые опасались, что собираемая информация об экологических показателях производства будет использована для карательных мер.

Опыт перехода на НДТ заимствован в Европе, где уже несколько десятков лет решают вопросы экологии. В перспективе эта работа будет рассматриваться в разрезе ЕАЭС, поскольку природа является общим достоянием, требуя бережного отношения вне зависимости от национальных юрисдикций и государственных границ.

Международная деятельность

На стадии организации Таможенного союза страны-участники сразу приняли несколько десятков техрегламентов, а дальше работы в этой области намного замедлились. В ближайшее время есть большая вероятность утверждения единого технического регламента на строительные материалы.

Что касается азиатского направления, то эта сфера не очевидна для Росстандарта, поскольку, несмотря на преимущественного расположение России в Азии, с точки зрения стандартизации она больше тяготеет к европейскому укладу. Кроме того, в рамках сотрудничества с азиатскими странами в большинстве сфер успешно используются международные стандарты, например, на колесную, дорожно-строительную технику, электротехнику. Однако в Росстандарте изучают опыт азиатских стран, например, Сингапура в области формирования городской среды и организации дорожного движения, сочетающей вопросы удобства и безопасности. Наряду с этим в нефтегазовой, химической отраслях, нефтепереработке действует большое число национальных стандартов на базе документов института ASTM.

Автор: Чередников Дмитрий Сергеевич  |   Другие публикации автора